Сертификация в россии и за рубежом – works.doklad.ru — Учебные материалы

22.2. Практика сертификации за рубежом

Политика ЕС в области качества. В середине 90-х годов в Ев­ропейском Союзе была принята новая политика в области каче­ства продукции, которая отражена в документе КЕС «Элемен­ты политики Европейского Сообщества в области качества».

Отметим некоторые предпосылки для нового этапа усиле­ния внимания к качеству. Прежде всего это все более возрас­тающее насыщение европейского рынка товарами и еще более явное усиление неценовой конкуренции, в том числе в области качества; четкое понимание того, что создание единого рынка — важный, но недостаточный фактор для обеспечения конку­рентоспособности фирм и условий их дальнейшего совершен­ствования. Поэтому поиски новых направлений продолжаются. Анализ деятельности основных конкурентов — японских и американских компаний — показывает, что в одном из направ­лений — подходе к проблеме качества — они значительно пре­взошли европейцев.

По данным исследования нескольких сотен фирм из многих стран мира, которые провела американская Ассоциация Ф. Кросби, отношение к роли качества как фактора конкуренто­способности компании в Европе и США разное. Так, на удов­летворение запросов потребителей нацелено около 34% из оп­рошенных западноевропейских фирм и почти 53% компаний США и Тихоокеанского региона. Концепцию TQM применяет 30% фирм Европы, более 56%’ компаний США и более 53% — в Тихоокеанском регионе.

По данным Американского федерального института качест­ва, при обследовании более 2800 Цехов и производств в разных фирмах выявлено, что на методологию TQM ориентируется около 70% из них. Специалисты Европейского фонда по управ­лению качеством (EFQM) подсчитали, что отказ потребителей от приобретения изделий из-за низкого качества обходится в странах—членах ЕС в 25% себестоимости, в то время как в Японии — в 12%.

Оценив ситуацию, эксперты ЕС пришли к выводу о необхо­димости сформулировать и развивать собственную политику по качеству, которая должна касаться не только товара или услуги, но и властных структур, стандартизации, сертификации, кон­троля и испытаний, всех (факторов конкурентоспособности фирм. Но это не означает принятия нормативного документа всеобъемлющего обязательного характера: обязательность не ка­сается методов управления, направленных на достижение пре­восходства над конкурентами.

Европейская политика по качеству базируется на общих под­ходах к созданию общеевропейской экономики и призвана обеспечить условия для развития «новой культуры качества», направленной на потребителя с учетом интересов экономических партнеров и обращения на едином рынке только высококачест­венных товаров.

Цели политики по качеству как неотъемлемой составляющей общей экономической политики ЕС видит в следующем:

  • согласование требований к качеству национальных и единого рынков для разработки общих целей в области качества;

  • обеспечение условий для постоянного улучшения качества;

  • повышение качества вследствие сближения требований к качеству государственного и частного секторов производст­ва; изменение структуры производства в соответствии с ми­ровыми тенденциями для усиления влияния на качество соответствующих организаций (институтов качества) для более полного удовлетворения потребительских предпоч­тений;

  • укрепление позиций европейской экономики и повыше­ние ее конкурентоспособности за счет большей доступ­ности различных методов управления качеством для предприятий стран ЕС;

  • улучшение использования промышленного потенциала, поддержка инновационной деятельности и научно-технического развития предприятий.

Создавая свою политику по качеству, ЕС определил роль органов власти, производственных компаний и потребителей в общей задаче повышения качества. Органы власти координи­руют действия в самых разных областях, направленные на улучшение качества. Каждая компания вносит свой практический вклад и представляет отдельное звено в общей цепи задач. Потре­битель представляет собой ценный источник информации и новых идей, поэтому необходимо усилить информированность потреби­телей по всем аспектам качества и поддерживать обратную связь. А это в свою очередь связано с задачей достижения большей социальной приемлемости деятельности фирм, в частности, более высоких параметров экономичности производств.

Основные принципы европейской политики по качеству: коо­перация и взаимодополнение; базовый подход; социальность; структурирование; использование новой концепции качества; интернационализация.

Принцип кооперации и взаимодополнения сводится к тому, что заслуживающее доверия эффективное правовое и техническое пространство, которое сможет гарантировать бесперебойность функционирования внутреннего рынка, не может быть создано, если политика по качеству не учитывает меры, реализуемые на национальном, региональном и международном уровнях.

Базовый подход основан на осознании того, что политика по качеству составляет один из стратегических элементов промыш­ленной политики, направленной на повышение конкурентоспо­собности в широком аспекте, а не в отдельных сферах.

Принцип социальности означает необходимость стимулирования подходов к политике по качеству, основанных на использовании ключевого — человеческого — фактора. В этом плане требуются гибкая интеграция различных национальных культур стран со­общества, а также улучшение производственной атмосферы, что возможно при обеспечении взаимопонимания между руко­водящими и исполнительными звеньями. Общая цель — улуч­шение качества жизни людей в объединенной Европе — долж­на способствовать этому.

Принцип структурирования направлен на усиление взаимо­действия всех элементов (институтов) в инфраструктуре качест­ва и более тесное и эффективное их сотрудничество с компа­ниями в целях приспособления к новым требованиям европей­ской экономики.

Использование новой концепции качества предполагает изме­нение подхода к качеству: формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении всего персонала в процесс постоянного улучшения деятельности всех подразделений компании с целью более полного удовлетво­рения запросов потребителей. Взаимоотношения внутри каж­дого подразделения и между ними строятся на принципе «поставщик — клиент» со всеми вытекающими отсюда обязан­ностями каждого.

Интернационализация сводится к решению двух задач: раз­работке принципов взаимного признания всех национальных законодательных положений стран-членов для снятия всех пре­пятствий в свободном передвижении товаров на едином рынке; созданию «культуры качества», обеспечению ее развития и ов­ладению ею всеми участниками единого рынка.

На основе вышеизложенных принципов и целей создана Европейская программа качества — EQP (European Quality Programm).

Главная цель программы — объединить усилия всей экономи­ки ЕС, направленные на повышение конкурентоспособности в результате улучшения качества товаров, услуг и совершенство­вания организации производства. Программа состоит из пяти разделов:

1) повышение качества и осознание необходимости этого;

2) создание, развитие и демонстрация способов и методов повышения качества;

3) повышение роли «инфраструктур качества»;

4) обучение и повышение квалификации;

5) структурная координация.

Задачи, поставленные в первом разделе, заключа­ются в следующем:

  • доведение до руководителей производственных и обслу­живающих подразделений информации о преимуществах, которые обеспечивает высокое качество продукции на внутреннем рынке;

  • проведение широкой рекламной кампании, пропаганди­рующей повышение качества, которая адресована обще­ственным кругам и непосредственным потребителям;

  • учреждение европейской премии за качество для фирм, достигших в этой области значительных успехов;

  • развитие партнерских отношений между исполнителями и заказчиками;

  • изучение критериев качества и показателей, влияющих на уровень конкурентоспособности европейской эконо­мики;

  • расширение маркировки товаров знаками соответствия и другими символами, несущими потребителю необходимую информацию о товаре.

Цель второго раздела — содействие компаниям в доступе к передовым способам обеспечения качества товаров. В этой связи определены такие задачи:

  • распространение передового опыта по управлению каче­ством внутри ЕС и обеспечение взаимопроникновения методов;

  • организация обмена практическим опытом на нацио­нальном и региональном уровнях с целью управления процессом внедрения новых технологий.

Третий раздел направлен на выявление и реформи­рование тех составляющих инфраструктуры качества, которые могут оказать негативное влияние на управление единым рынком ЕС. Для этого предусмотрено:

  • развитие связей между составляющими инфраструктуры качества и заинтересованными компаниями, в частности, путем повышения роли Европейской организации по испы­таниям и сертификации, а также системы аккредитации;

  • расширение информационного обмена между странами-членами;

  • развитие сотрудничества между испытательными лаборато­риями, а также их взаимодействие с органами по надзору за сертифицированной продукцией.

Как политика по качеству, так и программа отражают повы­шенное внимание к уровню квалификации персонала, занятого в процессах обеспечения качества продукции. Этому вопросу посвя­щен четвертый раздел программы, цель которого — усиление эффективности использования человеческого фактора путем обучения персонала всех уровней, вовлечение каждого со­трудника от высшего звена управления до рядового исполнителя в процесс управления качеством. Задачи, сопряженные с этой целью:

  • разработка учебных программ, создание системы стимулирова­ния работы персонала фирм, государственных и других орга­нов, деятельность которых связана с вопросами качества;

  • создание системы сертификации специалистов по управ­лению качеством;

  • развитие обмена экспертами между соответствующими организациями на национальном и региональном уров­нях.

Главная задача пятого раздела состоит в «подготовке Европейской Хартии качества для закрепления и повышения роли инфраструктуры качества», для чего намеча­ется более тесное взаимодействие организаций по стандартиза­ции, сертификации и метрологии ЕС с общеевропейскими со­ответствующими организациями. Наряду с этим отмечается не­обходимость поддержки национальных органов, которые руко­водят испытательными центрами, что связано с трудностями периода гармонизации технических требований к продукции, а также обязательной увязки методов, применяемых для повы­шения качества, с требованиями безопасности для человека и окружающей среды.

Таким образом, программа ЕС по качеству свидетельствует о стремлении Сообщества усилить свои позиции на мировом рын­ке товаров и услуг и определить свои конкурентные преимуще­ства в области качества.

С практическими действиями по выполнению программы свя­зана сертификация систем качества.

Региональные и международные организации по сертификации систем качества. Сеть по оценке и сертификации систем каче­ства — EQNET — объединяет 17 европейских национальных ор­ганизаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества, в том числе Испании, Италии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Ирландии, Австрии, Португалии, Норвегии, Фин­ляндии, Швейцарии и Словении (ассоциированный член). EQNET — открытая организация, к которой могут присоеди­ниться органы по сертификации систем качества любой стра­ны. Деятельность EQNET направлена на содействие широкому и взаимному признанию сертификатов соответствия систем каче­ства международным стандартам ИСО серии 9000, выдаваемых национальными органами.

EQNET имеет единую форму сертификата, который при­знается организациями-партнерами. Владелец такого сертифи­ката имеет право получить сертификат от любого конкретного органа, входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы качества у заявителя. Сеть предлагает некоторые до­полнительные услуги: оказание помощи транснациональными корпорациями по признанию сертификатов практически в лю­бой стране мира; дополнительная сертификация товара на со­ответствие Директивам ЕС; проведение добровольной сертифи­кации.

Основополагающими нормативными документами для ауди­торов EQNET служат стандарт ИСО 10011 «Руководящие ука­зания по проверке систем качества. Проверка. Квалификаци­онные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества» и европейский стандарт EN 45012 «Критерии оценки органов по сертификации систем качества».

Непосредственно с сертификацией систем качества связана аккредитация органов по сертификации. В этом направлении важную роль играет ЕАС — Европейская ассоциация организа­ций по аккредитации органов, занимающихся сертификацией систем качества. Основная задача ЕАС — развитие многосто­роннего сотрудничества между странами-членами с целью дос­тижения взаимного доверия.

Многостороннее соглашение о взаимном доверии в области аккредитации подписали аккредитующие органы 17 стран, в числе которых Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Франция и др. Практическое направление деятельно­сти — разработка рекомендаций для органов по аккредитации, которые применяются соответствующими организациями стран—участниц Соглашения, а также в рамках EQNET.

Международная независимая организация по сертификации (IIОС) объединяет семь крупных международных фирм по сер­тификации продукции и систем качества, среди которых — Дет Норске Веритас, Регистр Ллойда, Тюф-СЕРТ и др. Основная цель организации состоит в исключении повторных сертифи­кации систем качества и придании большей весомости серти­фикации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

Международный форум по аккредитации (IAF) объединяет национальные органы по аккредитации 19 стран, в том числе Австралии, Канады, США, Японии, Великобритании, Китая и др. Россия — также член IAF, где она представлена Госстан­дартом РФ.

ИСО еще в 1994 г. одобрила принципы по созданию Спе­циализированного подразделения для сертификации систем каче­ства (QSAR), предполагая как можно более широкое распро­странение в мире единого сертификата, выдаваемого на основе результатов аудиторской проверки по единым правилам. По­скольку в МЭК имеется система сертификации, которая при­меняет и стандарты ИСО серии 9000, система QSAR совмести­ма с ней. QSAR — двухуровневая система, ее членами могут быть как аккредитующие органы, так и органы по сертификации сис­тем качества. Фирмы (предприятия), системы качества которых сертифицированы органами — членами QSAJR., имеют право на применение знака QSAR.

Для признания за рубежом российских сертификатов на системы качества очень важно членство отечественных органов по аккредитации и сертификации в этой системе. Основным условием принятия в члены QSAR и IAF является соответствие заявителя положениям Руководства 61 ИСО/МЭК «Общие тре­бования к оценке и аккредитации органов по сертификации (регистрации)» и Руководства 62 ИСО/МЭК «Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию (регистрацию) систем качества», принятых в 1995 г. Применяемые Госстандар­том РФ документы, касающиеся указанных областей, учитывают положения этих Руководств. Например, им соответствуют «Правила по проведению сертификации систем качества в Рос­сийской Федерации» и Регистр систем качества.

Как показывает практика, основными побудительными мо­тивами для сертификации систем качества зарубежными фир­мами обычно являются:

  • стремление усилить конкурентные преимущества,

  • требования заказчика (основного потребителя),

  • получение льгот при кредитовании и страховании,

  • преимущество при получении госзаказа,

  • сокращение издержек,

  • сокращение аудиторских проверок потребителями и партнерами,

  • совершенствование организации и культуры производства,

  • значительное сокращение брака,

  • повышение степени соответствия качества продукции предпочтениям потребителей и др.

Целевые исследования в этой области проводила компания Регистр Ллойда. Объектом исследований послужило более 200 машиностроительных организаций. В качестве критериев срав­нения были выбраны такие экономические показатели, как рентабельность, объем продаж на одного работающего, при­быль на одного работающего и инвестиции на одного рабо­тающего.

При сравнении этих показателей для крупных, средних и малых фирм, сертифицировавших системы качества, со средним значением по отрасли было установлено, что все значения показателей по фирмам оказались в 1,5—2 раза выше, чем по отрасли.

Исследования, проведенные в девяти странах (Китай и страны Юго-Восточной Азии), показали, что фирмы, внедрив­шие системы управления качеством и сертифицировавшие их на соответствие стандартам ИСО серии 9000, смогли значи­тельно увеличить рыночные доли, расширить экспорт, повы­сить имидж своих товарных марок.

В Великобритании отмечается повышенное внимание к сер­тификации систем качества на малых предприятиях, занятых как в сфере производства, так и обслуживания. Министерство торговли и промышленности безвозмездно оказывает консуль­тации и услуги по анализу хозяйственной деятельности малых фирм с целью поощрения внедрения стандарта BS 5750/ИСО 9000* и последующей сертификации системы качества. Всего в Великобритании сертифицировали системы качества более 60 тыс. фирм.

* Британский стандарт — результат прямого применения международных стан­дартов ИСО серии 9000.

Тесты для самоконтроля

1. Сертификация системы обеспечения качества в России:

а) обязательная,

б) добровольная.

2. Совместная сертификация систем качества выгодна для:

а) экспортера продукции в Россию,

б) российских экспортеров,

в) обеих сторон.

3. Главная цель EQNET:

а) содействие взаимному признанию сертификатов соответствия,

б) инспектирование национальных систем сертификации,

в) разработка правил оценки систем качества.

studfiles.net

Практика сертификации за рубежом

Политика ЕС в области качества. В середине 90-х годов в Ев­ропейском Союзе была принята новая политика в области каче­ства продукции, которая отражена в документе КЕС «Элемен­ты политики Европейского Сообщества в области качества».

Отметим некоторые предпосылки для нового этапа усиле­ния внимания к качеству. Прежде всего это все более возрас­тающее насыщение европейского рынка товарами и еще более явное усиление неценовой конкуренции, в том числе в области качества; четкое понимание того, что создание единого рынка — важный, но недостаточный фактор для обеспечения конку­рентоспособности фирм и условий их дальнейшего совершен­ствования. Поэтому поиски новых направлений продолжаются. Анализ деятельности основных конкурентов — японских и американских компаний — показывает, что в одном из направ­лений — подходе к проблеме качества — они значительно пре­взошли европейцев.

По данным исследования нескольких сотен фирм из многих стран мира, которые провела американская Ассоциация Ф. Кросби, отношение к роли качества как фактора конкуренто­способности компании в Европе и США разное. Так, на удов­летворение запросов потребителей нацелено около 34% из оп­рошенных западноевропейских фирм и почти 53% компаний США и Тихоокеанского региона. Концепцию TQM применяет 30% фирм Европы, более 56%’ компаний США и более 53% — в Тихоокеанском регионе.

По данным Американского федерального института качест­ва, при обследовании более 2800 Цехов и производств в разных фирмах выявлено, что на методологию TQM ориентируется около 70% из них. Специалисты Европейского фонда по управ­лению качеством (EFQM) подсчитали, что отказ потребителей от приобретения изделий из-за низкого качества обходится в странах—членах ЕС в 25% себестоимости, в то время как в Японии — в 12%.

Оценив ситуацию, эксперты ЕС пришли к выводу о необхо­димости сформулировать и развивать собственную политику по качеству, которая должна касаться не только товара или услуги, но и властных структур, стандартизации, сертификации, кон­троля и испытаний, всех (факторов конкурентоспособности фирм. Но это не означает принятия нормативного документа всеобъемлющего обязательного характера: обязательность не ка­сается методов управления, направленных на достижение пре­восходства над конкурентами.

Европейская политика по качеству базируется на общих под­ходах к созданию общеевропейской экономики и призвана обеспечить условия для развития «новой культуры качества», направленной на потребителя с учетом интересов экономических партнеров и обращения на едином рынке только высококачест­венных товаров.

Цели политики по качеству как неотъемлемой составляющей общей экономической политики ЕС видит в следующем:

  • согласование требований к качеству национальных и единого рынков для разработки общих целей в области качества;

  • обеспечение условий для постоянного улучшения качества;

  • повышение качества вследствие сближения требований к качеству государственного и частного секторов производст­ва; изменение структуры производства в соответствии с ми­ровыми тенденциями для усиления влияния на качество соответствующих организаций (институтов качества) для более полного удовлетворения потребительских предпоч­тений;

  • укрепление позиций европейской экономики и повыше­ние ее конкурентоспособности за счет большей доступ­ности различных методов управления качеством для предприятий стран ЕС;

  • улучшение использования промышленного потенциала, поддержка инновационной деятельности и научно-технического развития предприятий.

Создавая свою политику по качеству, ЕС определил роль органов власти, производственных компаний и потребителей в общей задаче повышения качества. Органы власти координи­руют действия в самых разных областях, направленные на улучшение качества. Каждая компания вносит свой практический вклад и представляет отдельное звено в общей цепи задач. Потре­битель представляет собой ценный источник информации и новых идей, поэтому необходимо усилить информированность потреби­телей по всем аспектам качества и поддерживать обратную связь. А это в свою очередь связано с задачей достижения большей социальной приемлемости деятельности фирм, в частности, более высоких параметров экономичности производств.

Основные принципы европейской политики по качеству: коо­перация и взаимодополнение; базовый подход; социальность; структурирование; использование новой концепции качества; интернационализация.

Принцип кооперации и взаимодополнения сводится к тому, что заслуживающее доверия эффективное правовое и техническое пространство, которое сможет гарантировать бесперебойность функционирования внутреннего рынка, не может быть создано, если политика по качеству не учитывает меры, реализуемые на национальном, региональном и международном уровнях.

Базовый подход основан на осознании того, что политика по качеству составляет один из стратегических элементов промыш­ленной политики, направленной на повышение конкурентоспо­собности в широком аспекте, а не в отдельных сферах.

Принцип социальности означает необходимость стимулирования подходов к политике по качеству, основанных на использовании ключевого — человеческого — фактора. В этом плане требуются гибкая интеграция различных национальных культур стран со­общества, а также улучшение производственной атмосферы, что возможно при обеспечении взаимопонимания между руко­водящими и исполнительными звеньями. Общая цель — улуч­шение качества жизни людей в объединенной Европе — долж­на способствовать этому.

Принцип структурирования направлен на усиление взаимо­действия всех элементов (институтов) в инфраструктуре качест­ва и более тесное и эффективное их сотрудничество с компа­ниями в целях приспособления к новым требованиям европей­ской экономики.

Использование новой концепции качества предполагает изме­нение подхода к качеству: формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении всего персонала в процесс постоянного улучшения деятельности всех подразделений компании с целью более полного удовлетво­рения запросов потребителей. Взаимоотношения внутри каж­дого подразделения и между ними строятся на принципе «поставщик — клиент» со всеми вытекающими отсюда обязан­ностями каждого.

Интернационализация сводится к решению двух задач: раз­работке принципов взаимного признания всех национальных законодательных положений стран-членов для снятия всех пре­пятствий в свободном передвижении товаров на едином рынке; созданию «культуры качества», обеспечению ее развития и ов­ладению ею всеми участниками единого рынка.

На основе вышеизложенных принципов и целей создана Европейская программа качества — EQP (European Quality Programm).

Главная цель программы — объединить усилия всей экономи­ки ЕС, направленные на повышение конкурентоспособности в результате улучшения качества товаров, услуг и совершенство­вания организации производства. Программа состоит из пяти разделов:

1) повышение качества и осознание необходимости этого;

2) создание, развитие и демонстрация способов и методов повышения качества;

3) повышение роли «инфраструктур качества»;

4) обучение и повышение квалификации;

5) структурная координация.

Задачи, поставленные в первом разделе, заключа­ются в следующем:

  • доведение до руководителей производственных и обслу­живающих подразделений информации о преимуществах, которые обеспечивает высокое качество продукции на внутреннем рынке;

  • проведение широкой рекламной кампании, пропаганди­рующей повышение качества, которая адресована обще­ственным кругам и непосредственным потребителям;

  • учреждение европейской премии за качество для фирм, достигших в этой области значительных успехов;

  • развитие партнерских отношений между исполнителями и заказчиками;

  • изучение критериев качества и показателей, влияющих на уровень конкурентоспособности европейской эконо­мики;

  • расширение маркировки товаров знаками соответствия и другими символами, несущими потребителю необходимую информацию о товаре.

Цель второго раздела — содействие компаниям в доступе к передовым способам обеспечения качества товаров. В этой связи определены такие задачи:

  • распространение передового опыта по управлению каче­ством внутри ЕС и обеспечение взаимопроникновения методов;

  • организация обмена практическим опытом на нацио­нальном и региональном уровнях с целью управления процессом внедрения новых технологий.

Третий раздел направлен на выявление и реформи­рование тех составляющих инфраструктуры качества, которые могут оказать негативное влияние на управление единым рынком ЕС. Для этого предусмотрено:

  • развитие связей между составляющими инфраструктуры качества и заинтересованными компаниями, в частности, путем повышения роли Европейской организации по испы­таниям и сертификации, а также системы аккредитации;

  • расширение информационного обмена между странами-членами;

  • развитие сотрудничества между испытательными лаборато­риями, а также их взаимодействие с органами по надзору за сертифицированной продукцией.

Как политика по качеству, так и программа отражают повы­шенное внимание к уровню квалификации персонала, занятого в процессах обеспечения качества продукции. Этому вопросу посвя­щен четвертый раздел программы, цель которого — усиление эффективности использования человеческого фактора путем обучения персонала всех уровней, вовлечение каждого со­трудника от высшего звена управления до рядового исполнителя в процесс управления качеством. Задачи, сопряженные с этой целью:

  • разработка учебных программ, создание системы стимулирова­ния работы персонала фирм, государственных и других орга­нов, деятельность которых связана с вопросами качества;

  • создание системы сертификации специалистов по управ­лению качеством;

  • развитие обмена экспертами между соответствующими организациями на национальном и региональном уров­нях.

Главная задача пятого раздела состоит в «подготовке Европейской Хартии качества для закрепления и повышения роли инфраструктуры качества», для чего намеча­ется более тесное взаимодействие организаций по стандартиза­ции, сертификации и метрологии ЕС с общеевропейскими со­ответствующими организациями. Наряду с этим отмечается не­обходимость поддержки национальных органов, которые руко­водят испытательными центрами, что связано с трудностями периода гармонизации технических требований к продукции, а также обязательной увязки методов, применяемых для повы­шения качества, с требованиями безопасности для человека и окружающей среды.

Таким образом, программа ЕС по качеству свидетельствует о стремлении Сообщества усилить свои позиции на мировом рын­ке товаров и услуг и определить свои конкурентные преимуще­ства в области качества.

С практическими действиями по выполнению программы свя­зана сертификация систем качества.

Международный форум по аккредитации (IAF) объединяет национальные органы по аккредитации 19 стран, в том числе Австралии, Канады, США, Японии, Великобритании, Китая и др. Россия — также член IAF, где она представлена Госстан­дартом РФ.

ИСО еще в 1994 г. одобрила принципы по созданию Спе­циализированного подразделения для сертификации систем каче­ства (QSAR), предполагая как можно более широкое распро­странение в мире единого сертификата, выдаваемого на основе результатов аудиторской проверки по единым правилам. По­скольку в МЭК имеется система сертификации, которая при­меняет и стандарты ИСО серии 9000, система QSAR совмести­ма с ней. QSAR — двухуровневая система, ее членами могут быть как аккредитующие органы, так и органы по сертификации сис­тем качества. Фирмы (предприятия), системы качества которых сертифицированы органами — членами QSAJR., имеют право на применение знака QSAR.

Для признания за рубежом российских сертификатов на системы качества очень важно членство отечественных органов по аккредитации и сертификации в этой системе. Основным условием принятия в члены QSAR и IAF является соответствие заявителя положениям Руководства 61 ИСО/МЭК «Общие тре­бования к оценке и аккредитации органов по сертификации (регистрации)» и Руководства 62 ИСО/МЭК «Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию (регистрацию) систем качества», принятых в 1995 г. Применяемые Госстандар­том РФ документы, касающиеся указанных областей, учитывают положения этих Руководств. Например, им соответствуют «Правила по проведению сертификации систем качества в Рос­сийской Федерации» и Регистр систем качества.

Как показывает практика, основными побудительными мо­тивами для сертификации систем качества зарубежными фир­мами обычно являются:

  • стремление усилить конкурентные преимущества,

  • требования заказчика (основного потребителя),

  • получение льгот при кредитовании и страховании,

  • преимущество при получении госзаказа,

  • сокращение издержек,

  • сокращение аудиторских проверок потребителями и партнерами,

  • совершенствование организации и культуры производства,

  • значительное сокращение брака,

  • повышение степени соответствия качества продукции предпочтениям потребителей и др.

Целевые исследования в этой области проводила компания Регистр Ллойда. Объектом исследований послужило более 200 машиностроительных организаций. В качестве критериев срав­нения были выбраны такие экономические показатели, как рентабельность, объем продаж на одного работающего, при­быль на одного работающего и инвестиции на одного рабо­тающего.

При сравнении этих показателей для крупных, средних и малых фирм, сертифицировавших системы качества, со средним значением по отрасли было установлено, что все значения показателей по фирмам оказались в 1,5—2 раза выше, чем по отрасли.

Исследования, проведенные в девяти странах (Китай и страны Юго-Восточной Азии), показали, что фирмы, внедрив­шие системы управления качеством и сертифицировавшие их на соответствие стандартам ИСО серии 9000, смогли значи­тельно увеличить рыночные доли, расширить экспорт, повы­сить имидж своих товарных марок.

В Великобритании отмечается повышенное внимание к сер­тификации систем качества на малых предприятиях, занятых как в сфере производства, так и обслуживания. Министерство торговли и промышленности безвозмездно оказывает консуль­тации и услуги по анализу хозяйственной деятельности малых фирм с целью поощрения внедрения стандарта BS 5750/ИСО 9000* и последующей сертификации системы качества. Всего в Великобритании сертифицировали системы качества более 60 тыс. фирм.

* Британский стандарт — результат прямого применения международных стан­дартов ИСО серии 9000.

studfiles.net

Может ли сертификат, оформленный в другой стране, являться действующим в РФ?

Сертификат соответствия в любой стране оформляется на подтверждение исполнения требований законодательства и нормативных документов, действительных в конкретном государстве, либо в соответствии с действующими на территории страны международными соглашениями и межнациональными стандартами.

Является ли сертификат, оформленный в одной из стран мира, действующим в РФ, следует отвечать касательно конкретного вида разрешительного документа, в том числе сертификата соответствия.

Сертификаты происхождения

Если речь идет о сертификатах происхождения, фитосанитарных сертификатах, ветеринарных сертификатах, то в зависимости от того, из какого государства осуществляется поставка конкретной продукции, и будет присутствовать взаимное признание  данного вида документа.

Например, сертификат происхождения промышленных товаров, произведенных в Китае с 1992 года, считается признаваемым в РФ. Если сертификат происхождения получен китайским экспортером в форме А, то в России импортер может получить таможенные льготы в виде скидки на тариф на 50 %.

Например, для продукции, произведенной в Украине при оформлении сертификата происхождения по форме СТ-1, импортер в России может получить преференции в соответствии с международной договоренностью, которая объединяет страны бывшего Советского Союза, кроме Прибалтийских республик.

30 ноября 2000 года было принято совместное решение, которое установило Правила определения для товаров, произведенных в странах СНГ, страну происхождения. А также были утверждены формы документов, которые взаимно признаются государствами.

Фитосанитарные сертификаты

Экспорт из Китая продукции растительного происхождения в обязательном порядке производится при наличии фитосанитарного сертификата (в соответствии с действующей в Китае с 2002 года обязательной сертификацией продукции). А продукции животного происхождения при присутствии ветеринарного сертификата. Они также являются признаваемыми в РФ точно также, как и ветеринарные сертификаты и фитосанитарные сертификаты многих стран. (В России процедура оформления фитосанитарного сертификата регулируется Приказом Минсельхоза РФ № 1 от 09.01.2008 г. ).

До 1 августа 2011 года на основе фитосанитарного сертификата в России требовалось оформить еще один разрешительный документ (как бы подтверждающий действие фитосанитарного сертификата на территории РФ) – импортное карантинное заключение. Основываясь на законодательстве Таможенного Союза, с 28 июня 2011 года отменена выдача импортных карантинных разрешений в России в связи с вступлением в силу Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.05.2011 г.

Сертификаты соответствия Таможенного Союза

Сертификаты соответствия ТС являются действующими на территории не только государства, где они были оформлены, но также на территории других стран Союза. Касается это не только сертификатов соответствия, но также и деклараций о соответствии на продукцию, которая включена в перечень, утвержденный решением комиссии ТС № 620 от 7 апреля2011 г .

Сертификаты соответствия требованиям Технических регламентов ТС, оформленные в Белоруссии или Казахстане,  начнут действовать на территории РФ с момента вступления в силу соответствующего Технического регламента, а именно с 15 февраля 2012 года, когда начнет функционировать Технический регламент о безопасности пиротехнической продукции.

Сертификаты соответствия на исполнение международных стандартов ISO

В РФ  широкое распространение получили сертификаты соответствия систем менеджмента предприятия: системы менеджмента качества (СМК), системы экологического менеджмента (СЭМ), системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ).

Данные виды сертификатов соответствия можно оформить в РФ на исполнение российских или международных требований, в зависимости от предпочтения соискателя и преследуемым им целям, связанным с получением того или иного добровольного сертификата соответствия.

Если заявитель обращается в зарубежный орган оценки соответствия или его представительство, находящееся на территории РФ, то сертификат менеджмента будет оформлен на бланке той страны, куда произошло обращение соискателя.  Сертификаты соответствия, полученные в авторитетных бюро сертификации международным стандартам ИСО  на организационные процессы, признаются не только за рубежом, но и на территории РФ.

Но тем не менее, крупные российские корпорации часто проходят не одну, а несколько процедур оценки соответствия международным требованиям, определенным стандартами отдельных государств, а также требованиям российских стандартов в области менеджмента предприятия. Например, СМК Автомобильного завода «Урал» подтвердила соответствие требованиям:

  • Стандарта ГОСТ Р ИСО 9001;
  • Стандарта DIN ISO 9001;
  • Стандарта EN 29001 “TUV-CERT”;
  • Стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 «Военный Регистр».

Порядок признания международных сертификатов соответствия в системе ГОСТ Р

Каждая российская система сертификации в своих правилах и положениях прописывает порядок признания международных сертификатов соответствия (на основе двусторонних международных договоренностей с другой страной в определенной области и касательно определенного вида товаров). Для того чтобы международный сертификат соответствия при наличии такой договоренности между национальными сертификационными органами, был признан российским  органом сертификации, требуется предоставление в сертификационный центр самого сертификата, протокола испытаний образцов за рубежом, а в некоторых случаях и предоставление образцов продукции для проведения дополнительных испытаний показателей, которые орган сертификации посчитал недостаточными для доказательства безопасности импортной продукции .

Признание международного сертификата соответствия в системе российской сертификации ГОСТ Р происходит путем оформления соответствующего национального сертификата ГОСТ Р. В случае достаточности доказательств безопасности – без проведения сертификационных испытаний на территории РФ или при  их минимальном объеме (объем требуемых дополнительных испытаний определяет сертификационный орган, где производится процедура признания международного сертификата соответствия).

Признание международных сертификатов в российской национальной системе сертификации возможно при исполнении следующих обязательных условий к оцениваемой продукции:

  • Товары отвечают требованиям, которые не являются более мягкими по сравнению с нормами стандарта, определенного при сертификации в ГОСТ Р.
  • Продукция изготовлена  на предприятии, имеющем сертификат соответствия  международным стандартам ИСО серии 9000. Этот сертификат соответствия является гарантом  стабильности показателей качества зарубежного предприятия.
  • Продукция прошла подтверждение соответствия по схеме сертификации, которая дает максимальное подтверждение стабильности результата, полученного в ходе сертификационных испытаний.

Почему другие  сертификаты, оформленные  международными органами по оценке соответствия  не признаются в систем сертификации  ГОСТ Р?

Равноценность сертификатов соответствия, оформленных различными органами оценки соответствия в мире, обеспечивается за счет механизма, позволяющего на основе международного соглашения, присоединиться национальным органам по аккредитации к единому соглашению о признании сертификатов. Таким международным соглашением является MLA — Multilateral Agreement, иначе —  соглашение о взаимном признании сертификатов. Первоначальное подписание произошло в рамках  IAF — Международного форума по аккредитации.

Страны, которые его подписали признают сертификаты друг друга. Сертификат, полученный в Германии, например, действителен и в США, и в Китае, и в Канаде и в других странах.

В России до настоящего времени отсутствует единый национальный орган по аккредитации. Поэтому РФ не может являться членом соглашения MLA, т.к.  Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не является  органом аккредитации, единым для всех систем сертификации РФ. Хотя оно является ответственным за работу по оценке соответствия в России.

В конце 2011 года была создана Россаккредитация — Федеральная служба по аккредитации. Но она еще не начала полноценное функционирование. В том числе по причине, что ФЗ «Об аккредитации» все еще находится на стадии согласования.

Теги: Сертификат соответствия

turbotest.ru

Стандартизация и сертификация экологически чистой продукции в России и за рубежом

Горбова A.В.
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», г. Улан-Удэ
Gorbova A.V.
FSBEI HT «Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Philippov», Ulan-Ude

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы сертификация и стандартизация экологически чистой продукции в России и за рубежом

Abstract: The article discusses the certification and standardization of organic products in Russia and аbroad

Ключевые слова: экологически чистая продукция, сертификация, стандарты, стандартизация

Keywords: organic products, certification, standards, standardization



В настоящее время наблюдается рост некачественного продовольствия на потребительском рынке. Данный вопрос связан с ухудшением качества сырья, низким техническим, технологическим и санитарным уровнем производства, ослаблением контроля за качеством продовольствия, недостаточным уровнем сертификации и стандартизации[1].

За последние десять лет возросло потребление и соответственно производство экологически чистых продуктов питания, под которыми мы признаем продукты, выращенные на безопасной территории без применения пестицидов, различных удобрений и т.д., либо это продукция, которая была получена из натурального сырья по новой, более современной технологии, что обеспечит попадание в продукт иных веществ по минимуму.

Термин «сертификация» был создан Комитетом Совета Международной организации по стандартизации (ИСО) по проблеме сертификации (СЕРТИКО). Сертификат — это удостоверение, подтверждающий стандарт, т.е. качество товара. Стандартизация – это работа по разработке, выпуску и использованию стандартов, по установлению норм, принципов и характеристик в целях гарантирования безопасности продуктов. Под стандартом следует понимать нормативно-технический документ, устанавливающий совокупность норм, регламентов и различных требований к товару. В базу экологической экспертизы были применены международные стандарты ISO-14000 (в России это ГОСТ Р ИСО 14000), а «родоначальником» и прототипом при построении международной и национальных систем экологической сертификации была сертификация на знак «Голубой ангел» (рис.1).

Логотип «Голубой Ангел» отличается щадящим отношением к окружающей среде и процедурой производства товара. Данный знак может подвергаться вторичной обработке или при его использовании потребляется меньше природных ресурсов.

Рисунок1. Логотип «Голубой ангел»

Знак «Евроцветок» значится популярным знаком, им отмечаются те товары и услуги, у которых жизненный цикл идет с учетом критериев безопасности на окружающую среду. Запросы к этому знаку достаточно высоки, поэтому за право его использования компании должны платить 0,15% от суммы оборота товара (рис.2).

Рисунок 2. Знак «Евроцветок»

«Nordic Swan Label» – достаточно общеизвестный логотип, именующийся как знак Лебедя Северных стран, значится одним из признанных среди систем экознаков во всем мире. В таких странах как Финляндия и Швеция с приписыванием данного логотипа последуют жесткие экологические принципы, а также спрос к качеству продукции (рис.3).

Рисунок 3. Знак «Скандинавский лебедь»

Гост ISO 14001:1996 был введен в качестве национального во многих странах мира. Единовременно ISO 14001 был выпущен ISO 14004:1996 это комплекс экологического менеджмента — Общие руководящие указания по принципам, системам и поддерживающим подходам (в русском переводе — ГОСТ Р ИСО 14004’98 Системы управления окружающей средой [2].

Действия по сертификации проводится в рамках системы сертификации, которые в общем случае могут предъявлять в дополнение требования по сравнению с требованиями использующихся норм. Эти требования не являются обязательными, из опыта большинство стран были сформированы единые системы сертификации по СМК/СЭМ, основным органом которых есть независимые агентства, осуществляющие аккредитацию и контроль качества деятельности органов по сертификации. Данная аккредитация проводится в соответствии с требованиями Рукoвoдствa ИСО 61:1996 (принятого в качестве Европейского образца (стандарта) EN 45010:1998). Оценка соответствия СЭМ состоит в получении объективных свидетельств выполнения требований стандарта. В тех случаях, когда требуется наличие определенных документов (документированных процедур, регистров и т.п.), анализируется наличие и ведение таких документов, в остальных случаях органы по сертификации получают такие свидетельства на основе анализа связанной документации, интервью с персоналом, наблюдений за выполнением соответствующих действий и состоянием объектов. Органы по сертификации часто разрабатывают собственные рекомендации по интерпретации требований стандартов и необходимым критериям соответствия [3].

Во многих странах существуют различные национальные логотипы, которые говорят о присутствие выполнения всех требований по вопросам сертификации экологически чистой продукции (табл.1)

Таблица 1

Известные биознаки в разных странах.

 Новый знак ЕС для органических продуктов (евролисток), который вступил в силу 01.07.2010.
 Логотип «Натуральное сельское хозяйство — комплекс контроля ЕС» (Organic Farming — EC Control System), утвержденный в марте 2000 года Европейской комиссией, который официально действовал с 1.07.2010 одновременно с евролистком.
 Знак «Натуральная печать» (Organic Seal) национальной программы натурального сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства США (USDA).
 Шведский знак маркировки сельскохозяйственной продукции «KRAV».
 Знак «Печать БИО» (Bio-Siegel), используемый с сентября 2001 года в Германии.
 Знак органического происхождения продукции, используемый в Греции.
 Знак сертификации продукта по органическому происхождению, используемый в Новой Зеландии.
 Один из логотипов, используемых в Израиле. Agrior Inspection and Certification – самостоятельно инспекционная организация Израиля, работающая в согласии со стандартами IBOAA (Израильской Ассоциации Биоорганического Сельского Хозяйства).
 Знак, свидетельствующий о том, что продукция просертифицирована по сто «Агрософия» (Россия).
 Логотип продуктов, выращенных в хозяйствах, придерживающихся принципов биодинамического производства. Применяется в Германии.

Среди европейских стран, которые представили государственный знак AB, Agriculture Biologique (Экологическая продукция) для продуктов питания была Франция, это был логотип, который пришел на смену многократным методам маркировки и в настоящее время является собственностью Министерства сельского хозяйства Франции. Компаниям, которые собираются нанести данный логотип на свой товар нужно подписать контракт (договор) с владельцем данного логотипа и выполнения всех норм, установленных законодательством ЕС. Также во Франции прошли сертификацию почти 4900 организаций — переработчиков экологической продукции. 32 COSMEBIO (знак «BIO») – это объединение производителей, которые совместно с Экосерт точно назначили официальные нормы во Франции. Они создали и утвердили пункты не только о безвредности продуктов, но также и о сертифицировании продукции. За контролем качества био продукции в Швеции выступает единственная аккредитованная контрольная организация KRAV. Она является наиболее строгим образцом, чем предустановленные запросы в европейском законодательстве и выдается Шведским Обществом Контроля Сельхозпродукции. Данный логотип можно встретить на продуктах, произведенных за пределами Швеции. Наиболее распространенные логотипы в Германии это Bioland, Demeter, Naturland. В европейских странах образцом обеспечения экологической безопасности является «Общеевропейский договор по экологически безопасному производству сельскохозяйственной продукции» №2092/91 от 24 июня 1991 года (Council Regulation No 2092/91 of 24 June 1991 on organic production of agricultural products). Чтобы дать конечному продукту положение «Экологически безопасный» контролирующие органы проверяют весь процесс: от сельскохозяйственных угодий и посевного материала до упаковки. За соблюдением положений Соглашения по экологически безопасному производству следят национальные (сертифицирующие) организации. Среди ведущих мировых лидеров по производству экологически чистой продукции можно выделить такую страну как Финляндия, имеющийся опыт в области производства экологически чистой продукции достигла оптимального баланса цен, и высоких показателей качества и соответствия мировым экостандартам продуктов питания.

Оценивая Российский рынок экологически чистой продукции можно сделать вывод, что страна занимает далеко не первое место. Деятельность, связанная с сертификацией была начата в 1992 году, в основе которой лежит закон о «Защите прав потребителей». Согласно данному закону (ст.7, п.4) при реализации той или иной продукции в том числе и импортной не допускается без подтверждении его соответствия, а в соответствие с принятием ГОСТ Р 51074-97, принятым Постановлением Госстандарта России от 17 июля 1997 года № 255 и принятым в действие с 1 января 1998 года использование в названии продукта таких определений, как «экологически безопасный», «свежий», «био продукция» и т.д имеющих рекламный характер, разрешается при указании нормативного документа, который в свою очередь позволит осуществить распознание указанных качеств продукта при подтверждении компетентными органами».В России государственное нормирование идет по двум направлениям:

Нормы применяемые к качеству продукции, гарантирующие их безопастность, маркеровки, проверки за качеством продукции, подтверждение их соответствия требованиям нормативных документов.

Нормы применяемые к пищевым продуктам к безопасности их разработки.

В связи с отсутствием установленных правил к экологически безопасным пищевым продуктам по согласованию с Мин. России в ГОСТ Р 51074-97 внесен статья, что использование в наименовании продукта или товара такой характеристики, как «экологически безопасный», не допускается, поскольку в России пока не предусмотрены меры оценки экологичности продукции [4].

Библиографический список
1. Приймак Е.В. Ученые записи Казанской государственной академии им. Н.Э. Баумана.
2. Госстандарт России. ГОСТ Р ИСО 14001–98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. — Москва: ИПК Издательство стандартов, 1998.
3. Госстандарт России. Руководство ИСО/МЭК 61 Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации / регистрации. — М.: ВНИИС, 1999.
4. Горшков Д.В. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и перспективы России, г.Саратов, 2005.

edrj.ru

22.2. Практика сертификации за рубежом

Политика ЕС в области качества. В середине 90-х годов в Ев­ропейском Союзе была принята новая политика в области каче­ства продукции, которая отражена в документе КЕС «Элемен­ты политики Европейского Сообщества в области качества».

Отметим некоторые предпосылки для нового этапа усиле­ния внимания к качеству. Прежде всего это все более возрас­тающее насыщение европейского рынка товарами и еще более явное усиление неценовой конкуренции, в том числе в области качества; четкое понимание того, что создание единого рынка — важный, но недостаточный фактор для обеспечения конку­рентоспособности фирм и условий их дальнейшего совершен­ствования. Поэтому поиски новых направлений продолжаются. Анализ деятельности основных конкурентов — японских и американских компаний — показывает, что в одном из направ­лений — подходе к проблеме качества — они значительно пре­взошли европейцев.

По данным исследования нескольких сотен фирм из многих стран мира, которые провела американская Ассоциация Ф. Кросби, отношение к роли качества как фактора конкуренто­способности компании в Европе и США разное. Так, на удов­летворение запросов потребителей нацелено около 34% из оп­рошенных западноевропейских фирм и почти 53% компаний США и Тихоокеанского региона. Концепцию TQM применяет 30% фирм Европы, более 56%’ компаний США и более 53% — в Тихоокеанском регионе.

По данным Американского федерального института качест­ва, при обследовании более 2800 Цехов и производств в разных фирмах выявлено, что на методологию TQM ориентируется около 70% из них. Специалисты Европейского фонда по управ­лению качеством (EFQM) подсчитали, что отказ потребителей от приобретения изделий из-за низкого качества обходится в странах—членах ЕС в 25% себестоимости, в то время как в Японии — в 12%.

Оценив ситуацию, эксперты ЕС пришли к выводу о необхо­димости сформулировать и развивать собственную политику по качеству, которая должна касаться не только товара или услуги, но и властных структур, стандартизации, сертификации, кон­троля и испытаний, всех (факторов конкурентоспособности фирм. Но это не означает принятия нормативного документа всеобъемлющего обязательного характера: обязательность не ка­сается методов управления, направленных на достижение пре­восходства над конкурентами.

Европейская политика по качеству базируется на общих под­ходах к созданию общеевропейской экономики и призвана обеспечить условия для развития «новой культуры качества», направленной на потребителя с учетом интересов экономических партнеров и обращения на едином рынке только высококачест­венных товаров.

Цели политики по качеству как неотъемлемой составляющей общей экономической политики ЕС видит в следующем:

  • согласование требований к качеству национальных и единого рынков для разработки общих целей в области качества;

  • обеспечение условий для постоянного улучшения качества;

  • повышение качества вследствие сближения требований к качеству государственного и частного секторов производст­ва; изменение структуры производства в соответствии с ми­ровыми тенденциями для усиления влияния на качество соответствующих организаций (институтов качества) для более полного удовлетворения потребительских предпоч­тений;

  • укрепление позиций европейской экономики и повыше­ние ее конкурентоспособности за счет большей доступ­ности различных методов управления качеством для предприятий стран ЕС;

  • улучшение использования промышленного потенциала, поддержка инновационной деятельности и научно-технического развития предприятий.

Создавая свою политику по качеству, ЕС определил роль органов власти, производственных компаний и потребителей в общей задаче повышения качества. Органы власти координи­руют действия в самых разных областях, направленные на улучшение качества. Каждая компания вносит свой практический вклад и представляет отдельное звено в общей цепи задач. Потре­битель представляет собой ценный источник информации и новых идей, поэтому необходимо усилить информированность потреби­телей по всем аспектам качества и поддерживать обратную связь. А это в свою очередь связано с задачей достижения большей социальной приемлемости деятельности фирм, в частности, более высоких параметров экономичности производств.

Основные принципы европейской политики по качеству: коо­перация и взаимодополнение; базовый подход; социальность; структурирование; использование новой концепции качества; интернационализация.

Принцип кооперации и взаимодополнения сводится к тому, что заслуживающее доверия эффективное правовое и техническое пространство, которое сможет гарантировать бесперебойность функционирования внутреннего рынка, не может быть создано, если политика по качеству не учитывает меры, реализуемые на национальном, региональном и международном уровнях.

Базовый подход основан на осознании того, что политика по качеству составляет один из стратегических элементов промыш­ленной политики, направленной на повышение конкурентоспо­собности в широком аспекте, а не в отдельных сферах.

Принцип социальности означает необходимость стимулирования подходов к политике по качеству, основанных на использовании ключевого — человеческого — фактора. В этом плане требуются гибкая интеграция различных национальных культур стран со­общества, а также улучшение производственной атмосферы, что возможно при обеспечении взаимопонимания между руко­водящими и исполнительными звеньями. Общая цель — улуч­шение качества жизни людей в объединенной Европе — долж­на способствовать этому.

Принцип структурирования направлен на усиление взаимо­действия всех элементов (институтов) в инфраструктуре качест­ва и более тесное и эффективное их сотрудничество с компа­ниями в целях приспособления к новым требованиям европей­ской экономики.

Использование новой концепции качества предполагает изме­нение подхода к качеству: формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении всего персонала в процесс постоянного улучшения деятельности всех подразделений компании с целью более полного удовлетво­рения запросов потребителей. Взаимоотношения внутри каж­дого подразделения и между ними строятся на принципе «поставщик — клиент» со всеми вытекающими отсюда обязан­ностями каждого.

Интернационализация сводится к решению двух задач: раз­работке принципов взаимного признания всех национальных законодательных положений стран-членов для снятия всех пре­пятствий в свободном передвижении товаров на едином рынке; созданию «культуры качества», обеспечению ее развития и ов­ладению ею всеми участниками единого рынка.

На основе вышеизложенных принципов и целей создана Европейская программа качества — EQP (European Quality Programm).

Главная цель программы — объединить усилия всей экономи­ки ЕС, направленные на повышение конкурентоспособности в результате улучшения качества товаров, услуг и совершенство­вания организации производства. Программа состоит из пяти разделов:

1) повышение качества и осознание необходимости этого;

2) создание, развитие и демонстрация способов и методов повышения качества;

3) повышение роли «инфраструктур качества»;

4) обучение и повышение квалификации;

5) структурная координация.

Задачи, поставленные в первом разделе, заключа­ются в следующем:

  • доведение до руководителей производственных и обслу­живающих подразделений информации о преимуществах, которые обеспечивает высокое качество продукции на внутреннем рынке;

  • проведение широкой рекламной кампании, пропаганди­рующей повышение качества, которая адресована обще­ственным кругам и непосредственным потребителям;

  • учреждение европейской премии за качество для фирм, достигших в этой области значительных успехов;

  • развитие партнерских отношений между исполнителями и заказчиками;

  • изучение критериев качества и показателей, влияющих на уровень конкурентоспособности европейской эконо­мики;

  • расширение маркировки товаров знаками соответствия и другими символами, несущими потребителю необходимую информацию о товаре.

Цель второго раздела — содействие компаниям в доступе к передовым способам обеспечения качества товаров. В этой связи определены такие задачи:

  • распространение передового опыта по управлению каче­ством внутри ЕС и обеспечение взаимопроникновения методов;

  • организация обмена практическим опытом на нацио­нальном и региональном уровнях с целью управления процессом внедрения новых технологий.

Третий раздел направлен на выявление и реформи­рование тех составляющих инфраструктуры качества, которые могут оказать негативное влияние на управление единым рынком ЕС. Для этого предусмотрено:

  • развитие связей между составляющими инфраструктуры качества и заинтересованными компаниями, в частности, путем повышения роли Европейской организации по испы­таниям и сертификации, а также системы аккредитации;

  • расширение информационного обмена между странами-членами;

  • развитие сотрудничества между испытательными лаборато­риями, а также их взаимодействие с органами по надзору за сертифицированной продукцией.

Как политика по качеству, так и программа отражают повы­шенное внимание к уровню квалификации персонала, занятого в процессах обеспечения качества продукции. Этому вопросу посвя­щен четвертый раздел программы, цель которого — усиление эффективности использования человеческого фактора путем обучения персонала всех уровней, вовлечение каждого со­трудника от высшего звена управления до рядового исполнителя в процесс управления качеством. Задачи, сопряженные с этой целью:

  • разработка учебных программ, создание системы стимулирова­ния работы персонала фирм, государственных и других орга­нов, деятельность которых связана с вопросами качества;

  • создание системы сертификации специалистов по управ­лению качеством;

  • развитие обмена экспертами между соответствующими организациями на национальном и региональном уров­нях.

Главная задача пятого раздела состоит в «подготовке Европейской Хартии качества для закрепления и повышения роли инфраструктуры качества», для чего намеча­ется более тесное взаимодействие организаций по стандартиза­ции, сертификации и метрологии ЕС с общеевропейскими со­ответствующими организациями. Наряду с этим отмечается не­обходимость поддержки национальных органов, которые руко­водят испытательными центрами, что связано с трудностями периода гармонизации технических требований к продукции, а также обязательной увязки методов, применяемых для повы­шения качества, с требованиями безопасности для человека и окружающей среды.

Таким образом, программа ЕС по качеству свидетельствует о стремлении Сообщества усилить свои позиции на мировом рын­ке товаров и услуг и определить свои конкурентные преимуще­ства в области качества.

С практическими действиями по выполнению программы свя­зана сертификация систем качества.

Региональные и международные организации по сертификации систем качества. Сеть по оценке и сертификации систем каче­ства — EQNET — объединяет 17 европейских национальных ор­ганизаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества, в том числе Испании, Италии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Ирландии, Австрии, Португалии, Норвегии, Фин­ляндии, Швейцарии и Словении (ассоциированный член). EQNET — открытая организация, к которой могут присоеди­ниться органы по сертификации систем качества любой стра­ны. Деятельность EQNET направлена на содействие широкому и взаимному признанию сертификатов соответствия систем каче­ства международным стандартам ИСО серии 9000, выдаваемых национальными органами.

EQNET имеет единую форму сертификата, который при­знается организациями-партнерами. Владелец такого сертифи­ката имеет право получить сертификат от любого конкретного органа, входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы качества у заявителя. Сеть предлагает некоторые до­полнительные услуги: оказание помощи транснациональными корпорациями по признанию сертификатов практически в лю­бой стране мира; дополнительная сертификация товара на со­ответствие Директивам ЕС; проведение добровольной сертифи­кации.

Основополагающими нормативными документами для ауди­торов EQNET служат стандарт ИСО 10011 «Руководящие ука­зания по проверке систем качества. Проверка. Квалификаци­онные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества» и европейский стандарт EN 45012 «Критерии оценки органов по сертификации систем качества».

Непосредственно с сертификацией систем качества связана аккредитация органов по сертификации. В этом направлении важную роль играет ЕАС — Европейская ассоциация организа­ций по аккредитации органов, занимающихся сертификацией систем качества. Основная задача ЕАС — развитие многосто­роннего сотрудничества между странами-членами с целью дос­тижения взаимного доверия.

Многостороннее соглашение о взаимном доверии в области аккредитации подписали аккредитующие органы 17 стран, в числе которых Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Франция и др. Практическое направление деятельно­сти — разработка рекомендаций для органов по аккредитации, которые применяются соответствующими организациями стран—участниц Соглашения, а также в рамках EQNET.

Международная независимая организация по сертификации (IIОС) объединяет семь крупных международных фирм по сер­тификации продукции и систем качества, среди которых — Дет Норске Веритас, Регистр Ллойда, Тюф-СЕРТ и др. Основная цель организации состоит в исключении повторных сертифи­кации систем качества и придании большей весомости серти­фикации на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

Международный форум по аккредитации (IAF) объединяет национальные органы по аккредитации 19 стран, в том числе Австралии, Канады, США, Японии, Великобритании, Китая и др. Россия — также член IAF, где она представлена Госстан­дартом РФ.

ИСО еще в 1994 г. одобрила принципы по созданию Спе­циализированного подразделения для сертификации систем каче­ства (QSAR), предполагая как можно более широкое распро­странение в мире единого сертификата, выдаваемого на основе результатов аудиторской проверки по единым правилам. По­скольку в МЭК имеется система сертификации, которая при­меняет и стандарты ИСО серии 9000, система QSAR совмести­ма с ней. QSAR — двухуровневая система, ее членами могут быть как аккредитующие органы, так и органы по сертификации сис­тем качества. Фирмы (предприятия), системы качества которых сертифицированы органами — членами QSAJR., имеют право на применение знака QSAR.

Для признания за рубежом российских сертификатов на системы качества очень важно членство отечественных органов по аккредитации и сертификации в этой системе. Основным условием принятия в члены QSAR и IAF является соответствие заявителя положениям Руководства 61 ИСО/МЭК «Общие тре­бования к оценке и аккредитации органов по сертификации (регистрации)» и Руководства 62 ИСО/МЭК «Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию (регистрацию) систем качества», принятых в 1995 г. Применяемые Госстандар­том РФ документы, касающиеся указанных областей, учитывают положения этих Руководств. Например, им соответствуют «Правила по проведению сертификации систем качества в Рос­сийской Федерации» и Регистр систем качества.

Как показывает практика, основными побудительными мо­тивами для сертификации систем качества зарубежными фир­мами обычно являются:

  • стремление усилить конкурентные преимущества,

  • требования заказчика (основного потребителя),

  • получение льгот при кредитовании и страховании,

  • преимущество при получении госзаказа,

  • сокращение издержек,

  • сокращение аудиторских проверок потребителями и партнерами,

  • совершенствование организации и культуры производства,

  • значительное сокращение брака,

  • повышение степени соответствия качества продукции предпочтениям потребителей и др.

Целевые исследования в этой области проводила компания Регистр Ллойда. Объектом исследований послужило более 200 машиностроительных организаций. В качестве критериев срав­нения были выбраны такие экономические показатели, как рентабельность, объем продаж на одного работающего, при­быль на одного работающего и инвестиции на одного рабо­тающего.

При сравнении этих показателей для крупных, средних и малых фирм, сертифицировавших системы качества, со средним значением по отрасли было установлено, что все значения показателей по фирмам оказались в 1,5—2 раза выше, чем по отрасли.

Исследования, проведенные в девяти странах (Китай и страны Юго-Восточной Азии), показали, что фирмы, внедрив­шие системы управления качеством и сертифицировавшие их на соответствие стандартам ИСО серии 9000, смогли значи­тельно увеличить рыночные доли, расширить экспорт, повы­сить имидж своих товарных марок.

В Великобритании отмечается повышенное внимание к сер­тификации систем качества на малых предприятиях, занятых как в сфере производства, так и обслуживания. Министерство торговли и промышленности безвозмездно оказывает консуль­тации и услуги по анализу хозяйственной деятельности малых фирм с целью поощрения внедрения стандарта BS 5750/ИСО 9000* и последующей сертификации системы качества. Всего в Великобритании сертифицировали системы качества более 60 тыс. фирм.

* Британский стандарт — результат прямого применения международных стан­дартов ИСО серии 9000.

Тесты для самоконтроля

1. Сертификация системы обеспечения качества в России:

а) обязательная,

б) добровольная.

2. Совместная сертификация систем качества выгодна для:

а) экспортера продукции в Россию,

б) российских экспортеров,

в) обеих сторон.

3. Главная цель EQNET:

а) содействие взаимному признанию сертификатов соответствия,

б) инспектирование национальных систем сертификации,

в) разработка правил оценки систем качества.

studfiles.net

Состояние сертификации систем качества в России и за рубежом

Содержание:

1.Система качества организации как фактор ее конкурентоспособности

2. Состояние сертификации систем качества в России и за рубежом

3. Покажите на примере производства и реализации конкретной продукции, как происходит управление качеством на отдельных стадиях жизненного цикла продукции(«петли качества»)

3.1 Понятие и характеристика жизненного цикла продукции

3.2Характеристика жизненного цикла продукции в соответствии с

международными стандартами. Петля качества

4.Список использованной литературы

1.Система качества организации как фактор ее конкурентоспособности

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, — это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и качество, — концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Качество — синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов — от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Качество продукции – вот залог успеха. Такой лозунг во многом рекламного характера, т.е. содействующий сбыту товара, стал весьма распространенным в век информационных технологий, в который возможным стал бизнес со скоростью мысли (Б. Гейтс). В условиях конкуренции высокое качество производимой продукции становится привычным, но для этой цели проводится систематическая работа, чаще всего определяемая в научных источниках по менеджменту организации как система менеджмента качества (иначе, система управления качеством).

Происходящий в России с большими трудностями переход к рыночной экономике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, что если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность ее изготовителей.

Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, что, в частности, показано в табл. 1. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Наиболее интенсивно этот процесс протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70—80-е годы фактически мировым лидером в определении уровня качества по многим видам товаров (рис. 1.2).

Первый уровень — «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта — технические условия, договор и т.п.).

Второй уровень — «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий уровень — «соответствие фактическим требованиям, рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.

Четвертый уровень — «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.

Такой же путь, как Япония, но с некоторым отставанием во времени проходят и другие развитые страны с рыночной экономикой. В условиях конкурентной среды производители в своей деятельности не могут не следовать этим требованиям повышения уровня качества. Подобную эволюцию качества предстоит пройти по мере становления цивилизованного рынка российским производителям и потребителям.


Рис 1. Типовая схема оценки конкурентоспособности (по А.Н.Литвиненко)

Таблица 1. Историческая эволюция понятий качества

В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами многих стран, включая Россию, качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара — категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема (рис.1).


Рис. 1. Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность п

mirznanii.com

Практика сертификации в рф

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных стра­нах, в то время как в России практически только в последние годы на эту проблему обратили серьезное внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком отечест­венного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров. Немногие производст­венные предприятия России осознали важность и необходи­мость сертификации систем качества: всего лишь несколько со­тен российских предприятий имеют сертификат на системы ка­чества, в то время как за рубежом им владеют десятки тысяч фирм.

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответ­ствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охот­нее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сер­тифицирована. Страховые компании отдают предпочтение та­ким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества — весомый аргу­мент в пользу заключения контракта на поставку товара: запад­ные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация систе­мы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия (фирмы): в процессе подготовки к сертификации системы качества приводятся в соответствие с особенностями рыночной экономики; облегчается процедура сертификации продукции.

Сертифицированная система качества характеризует способ­ность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежа­щего качества и вполне может рассматриваться как один из ве­сомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечествен­ных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества — важней­шее условие, определяющее возможность заключения контрак­та и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.

В России есть немало предприятий, столкнувшихся с этой проблемой, к сожалению, лишь на переговорах с иностранным контрагентом, которые при отсутствии сертификата на систему качества завершились для российской стороны не лучшим об­разом.

Развитие рыночных отношений в России, а также ее внеш­неэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ при­нять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации сис­тем качества в РФ. В соответствии с этой программой была раз­работана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества» (далее — Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации. Решение о вхождении новой для РФ добровольной системы в систему ГОСТ Р принято созна­тельно и мотивировалось известностью Системы ГОСТ Р в России и зарубежных странах, где ее сертификат и знак соот­ветствия находят признание. Не случайно и знак соответствия Регистра систем качества отличается от знака Системы ГОСТ Р лишь подписью «Регистр» над знаком и указанием номера стандарта ИСО под знаком.

Все это направлено на ускорение признаваемости россий­ских сертификатов на системы качества в РФ и за рубежом. Во избежание дискредитации системы Госстандарт исключил вхо­ждение в нее систем сертификации, которые и ранее предлага­ли услуги по сертификации систем качества (их порядка 10), но по тем или другим критериям вызывали сомнение. Например, если не обозначена четко область аккредитации органа по серти­фикации, то неизвестны его специализация, диапазон квалифи­кации специалистов и др.

Регистр как система организован в соответствии с дейст­вующим законодательством, правилами по сертификации и го­сударственными нормативными документами России, а также европейскими и международными правилами и нормами в об­ласти сертификации системы качества. Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; серти­фикация производств; инспекционный контроль за сертифици­рованными системами качества и производствами; междуна­родное сотрудничество в интересах взаимного признания сер­тификатов на системы качества.

Практическая деятельность по сертификации систем каче­ства в России регламентируется основополагающими государ­ственными стандартами: ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по прове­дению сертификации систем качества в Российской федера­ции»; ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»; ГОСТ Р 40.003-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертифи­кации систем качества»; ГОСТ Р 40.004-96 «Система сертифи­кации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации произ­водств»; ГОСТ Р 40.005-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифициро­ванными системами качества и производствами».

В качестве нормативных документов, на соответствие кото­рым проводится сертификация, в Регистре используются госу­дарственные стандарты, представляющие собой принятые «методом обложки» международные стандарты ИСО:

ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при контроле и испытаниях готовой продук­ции»*.

* Более полный перечень нормативных документов по сертификации систем ка­чества приведен в приложении 15.

В системе Госстандарта РФ создан Технический центр Ре­гистра систем качества, который организует работы по созда­нию нормативной базы системы, содействует реализации госу­дарственной политики по сертификации систем качества и производств; обеспечивает информацией заинтересованные стороны о российском и зарубежном опыте в данной области. Несколько российских и зарубежных фирм уже получили сер­тификаты соответствия в Регистре. В приложениях 10, 11, 13 представлены соответственно образец сертификата соответст­вия, правила заполнения бланка сертификата соответствия на продукцию, сертификат соответствия механических транспорт­ных средств.

Совокупность основополагающих стандартов, приведенная выше, устанавливает основные принципы, организационную структуру Регистра; процедуры сертификации систем качества и порядок инспекционного контроля.

Рассмотрим их более подробно.

Основными принципами сертификации систем качества долж­ны быть: добровольность; исключение дискриминации в досту­пе к системе; объективность и воспроизводимость результатов; конфиденциальность; информативность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка вы­полнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность доку­ментированных доказательств заявителя о соответствии дейст­вующей системы качества установленным требованиям.

Структура Регистра следующая: Госстандарт РФ, Техниче­ский центр Регистра, Совет по сертификации систем качества и производств, Комиссия по апелляциям, Научно-методи­ческий комитет Регистра, органы по сертификации систем ка­чества и производств; организации, получившие сертификат на систему качества (рис. 22.1).

Функции Госстандарта сводятся к следующему: утверждение структуры Регистра; принятие принципиальных решений о его развитии; рассмотрение основных правил и принципов функ­ционирования регистра; контроль за деятельностью Регистра; участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).

Технический центр Регистра непосредственно организует, про­водит и контролирует сертификацию систем качества и произ­водств, участвует в инспекционном контроле; ведет Реестр сер­тифицированных систем качества и производств; участвует в аккредитации экспертов; приостанавливает или аннулирует действие сертификатов; занимается информационным обеспе­чением; устанавливает контакты с зарубежными национальны­ми и международными организациями аналогичного профиля деятельности, выполняет другие оперативные и методологические задачи.

Совет по сертификации систем качества и производств имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложе­ния для принятия решений, касающихся работы Регистра. Он со­стоит из специалистов заинтересованных организаций, представ­ляющих изготовителей, потребителей, Технический центр Регист­ра и др.

Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникнове­ния необходимости. В ее состав могут быть включены предста­вители структурных подразделений Регистра.

Научно-методический комитет Регистра разрабатывает нор­мативные и методические документы; участвует в работе Сове­та по сертификации систем качества и производств, а также в Комиссии по апелляции; формирует банк данных и банк нор­мативных документов; разрабатывает учебные программы для обучения экспертов и т.п.

Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществ­ляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра.

Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (про­изводства) и представляют необходимую информацию по тре­бованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *